25.05.2015
Мусоровозы с задней загрузкой полной массой до 16 т

Средние мусоровозы с задней загрузкой конструктивно мало чем отличаются от своих "старших братьев" и фактически представляют собой их уменьшенные копии.

Из этого следует их главное качество - аналогичная сила прессования отходов, позволяющая обслуживать сравнительно большое число контейнерных площадок. Малые же размеры означают возможность работать в городских центрах мегаполисов с их большим транспортным потоком, узкими проездами, обилием закрытых дворов с въездами под аркой. С другой стороны, в небольших городах и поселках перевозчику редко требуется мусоровоз с большим кузовом, а полигоны, как правило, находятся неподалеку, так что сбор и вывоз ТБО одной машиной с восьмикубовым кузовом вполне оправдан экономически.

Низкая погрузочная высота также важна для провинции, там, где не проводится предварительный сбор мусора в контейнеры, а жильцы домов выходят к площадке по расписанию. Другой пример эффективного использования средних мусоровозов с задней загрузкой классической формы (не перегружаемых) - зто уборка обочин дорог и улиц. не оборудованных тротуарами.Мусор естественного происхождения (опавшие ветки, листва) и человеческого (все, что выбрасывается на ходу из машин) предварительно собирают вручную в пакеты, которые оставляют на обочине.После их грузят или в самосвал,или в свободный от основной работы мусоровоз. Лучше же применять для этого специально занятый средний мусоровоз с задней загрузкой. Во­ первых, он меньше создает помех для движения, во-вторых, мусор, собранный с обочины, не содержит специфической гниющей домашней органики, позтому мо­ жет отправляться на сортировку в пределах города, а на большие расстояния отходы будут вывозиться машинами с большими кузовами уже с сортировочной станции. Так можно будет сни­ зить расходы на уборку мусора, заодно организовав переработку стекла и пластика, сжигание бумаги и древесных отходов на МСЗ с получением тепла. Отучить бросать мусор из окна автомобиля все равно не удастся, нет такой страны в мире,где бы этого не де­ лали, разница только в количе­ стве неокультуренных граждан и в частоте уборки за ними.

С наличием шасси для средних мусоровозов классического типа конструкции у нас в стране не все так хорошо,как с шасси для мусоровозов с большими кузовами. Популярные в коммунальной сфере «зилки» и «газики», прямые потомки американских грузовиков конца тридцатых годов прошлого века, - нет, не устарели, они не могут устареть там, где нет развитой инфраструктуры, поэтому еще долго будут необходимы в глубинке. Проблема в том, что для кузова с мощной пресс-камерой и высокой степенью уплотнения они не подходят из-за своей небольшой грузоподъемности. Вот наглядный пример на продукции компании Kobit, которую выпускает у нас Арзамасский завод «Коммаш». Перегружаемый мусоровоз с кузовом объемом 8 м3 устанавливается на шасси КамАЗ-4308 полной массой 11,5 т, а кузов того же объема с классической пресскамерой уже на КамАЗ-43255 полной массой 15,2 т.

Весь ассортимент отечественных машин фактически замыкается на КамАЗ-43255 и МАЗ-4381, который тоже можно условно причислить к отечественным. Конечно, несколько странно выглядят кузова шириной 2,25 и тем более 1,9 м на «КамАЗе»,но что делать - выпускать свои "узкие" шасси высокой грузоподъемности у нас все равно не будут. К тому же для грузовиков марки «КамАЗ» сервис в стране развит широко,а габаритные размеры там, где пробок не бывает, не актуальны. Куда важнее наличие у мусоровоза хорошей «соковыжималки» в заднем свесе, которая позволит одной машиной с кузовом 8-14 м3 и собирать ТБО в городе, и вывозить их на полигон. Ну а для запруженных центров больших городов подойдут только импортные европейские и японские шасси, которые намного компактнее нашего «Газона»,а рассчитаны не менее чем на 14 т полной массы. К тому же современные «среднетоннажники» отвечают более высоким экологическим стандартам, а для наших городов с их высокой степенью загазованности этот момент особенно важен. Мусоровозы ведь большую часть времени проводят внутри дворов,в непосредственной близости от жилья.

Все средние мусоровозы можно условно разделить на три группы.В первой - кузова шириной 2,5 м, компактности добива­ ются за счет снижения высоты - обычно кузов делают на уровне кабины или чуть выше.Этого достаточно, чтобы проезжать под арки. Кроме того, применяют шасси с короткой базой, с вынесенной вперед, как у автобусов, кабиной, чем обеспечивают увеличение маневренности мусоровоза. Вторая группа - кузова шириной 2,15-2,3 м для крепких «среднетоннажников» аналогичной ширины, и третья:кузова шириной 1,9-2 м. наиболее востребованные в стесненных условиях.

Задумывалея ли кто-нибудь, сколько места для проезда оставляет паркующийся во дворе водитель? Да примерно по ширине своей машины ориентируется, оставляя коридор не более 2 м. Не будут ведь ради освобождения тесных дворов от ТБО каждый раз вызывать автоэвакуаторы...

В солнечной Испании не понаслышке знают,что такое работать в толчее бесконечных карнавалов, причем не стоять, как мы, по 6 ч в пробках, где уже не важно, какой размер у мусоровоза, а именно работать. Да и к исторической застройке времен Дон Кихота там отношение не в пример нашему. Неудивительно по­этому, что у компании Ros Roca в модельном ряду мусоровозов с задней загрузкой Olympus существует специальная серия под литерой N (Naггow - узкий), скрывающая под этим названием целую линейку кузовов шириной 2,23 м и с размером загрузочной ванны,6 м3. Модели полезным объемом 10,3;11,3;12,5;13,6;16,0;18,6 м3 кодируются соответственно: OL-10N; 11N;12N;14N;16N и 19N. Рассчитаны они на установку на шасси полной массой 16-18 т, модель 19N - 26 т.Еще меньше размеры у серии Miпi, ширина кузова здесь всего 2 м, загрузочная камера - 1м3. Четыре варианта объемом 6;7;8 и 9,6 м3. Важно отметить, что даже такой «малыш», как 6-кубовый мини-мусоровоз, не что иное, как уменьшенная копия большого мусоровоза серии Olympus, в нем тот же принцип конструкции, наружные цилиндры, степень прессования отходов, бескаркасный кузов из низколегированных сталей. Все это позволяет даже в такие небольшие по объему мусоровозы собирать достаточное количество ТБО.

В соседней Италии что солнца, что районов исторической застройки не меньше, вот и компания Faгid наряду с основной своей серией мусоровозов с задней загрузкой Т1 выпускает и "узкую" линейку Т1S с шириной кузова 2,15 м, загрузочным бункером 2 м3. Такие мусоровозы сравнительно недавно начали предлагать потребителю, в частности модель Т1S-10 с кузовом 10 м3 для шасси полной массой 14т.А вот мини-мусоровозы классической формы итальянцы не выпускают, ограничиваясь в этом классе перегружаемыми мусоровозами. Но уменьшение ширины - это не единственный способ построить компактный мусоровоз. В тесных центрах европейских городов работают, например, мусоровозы Faгid обычной серии Т,шириной 2,5 м, но со сверхкоротким кузовом на специальных шасси.

Большой ассортимент средних мусоровозов с задней загрузкой классического типа строится в основном из кузовов ZoeLleг серий Miпi и Miпi XL Шасси - двухосные, европейские, полной массой от 13 до 16 т. Всего в настоящий момент существует 6 готовых решений, расширение списка зависит непосредственно от потребителей, компания же в этой серии остановила свой выбор на кузовах относительно большого объема: 10-12 м3. Модели РГ-50.9 и РГ-50.11 на шасси Meгcedes­ Beпz Atego 1318 массой 13,5 т и мод. 1523 массой 16 т соответственно. Емкость кузова - 9,5 и 10,8 м3. Ширина кузова РГ-50.9 - 2,15 м, загрузочная ванна емкостью 1,2 м3, эта модель единственная в ряду из серии Miпi, у остальных кузовов ширина - 2,3 м, загрузочная ванна - 1,8 м3, серия Miпi XL. У модели РГ-7Z на шасси MAN TGM 15.250,4х2, масса 16 т, кузов 11 м3, у РГ-4Z на шасси Reпau t Midlum 240.16, 4х2, масса 16 т и РГ-30.12 на шасси Scaпia Р230 HLP, 4х2, масса 16,6 т,кузов 12м3. Все мусоровозы оборудованы универсальным кантователем для евроконтейнеров SK200. Кроме продукции марки Zoelleг предлагают оборудование FAUN Variopгess, кузов шириной 2,5 м, емкостью 12 м3 также можно отнести к средним мусоровозам. Устанавливается он на шасси Volvo FES полной массой 18 т. Загрузочная камера емкостью 1,8 м3, кантователь для контейнеров модели Zoelleг SK356.

Сейчас один из самых компактных мусоровозов с задней загрузкой серии МБВ 0703 на базе шасси Fuso Caпteг с шириной кузова 2,135 м, объемом кузова 7,0 м3 и загрузочной ванной 1,0 м3, оборудованный универсальным кантователем для всех типов евроконтейнеров. Мусоровоз способен перевозить более 3 т отходов, имеет оригинальный дизайн. В его стандартную комплектацию помимо всех необходимых штатных опций добавлены: камера заднего вида, цветной монитор, звуковой предупреждающий зуммер работы оборудования.

В самой автомобильной странемира, где дажеиндивидуальное жилье строят вокруг гаража, плохо представляют, что такое узкие европейские улицы, тем не менее спрос на компактные мусоровозы средних размеров там существует. С одной стороны - вездесущий мелкий бизнес. Существование там таких гигантов, как Waste Maпagemeпt™, не означает планомерного уничтожения малого и среднего бизнеса в сфере сбора и вывоза отходов. Ну а небольшие перевозчики смотрят в первую очередь на небольшие мусоровозы. С другой стороны, обслуживая частный сектор, останавливаясь у каждого домовладения,разгружая индивидуальные контейнеры объемом 120-150 л, а подчас загружая мусор вручную, не всегда за смену удастся полностью загрузить мусоровоз с большим кузовом. Или же в конкурентных условиях на каком-либо направлении может просто не оказаться достаточно клиентов для эффективной эксплуатации большого мусоровоза. Мы ведь часто видим,как у нас в один двор едет 20-кубовый мусоровоз одного частного пред­ приятия, а в соседний - такой же большой другого. Вскоре они оба полупустые спешат на перегонки на полигон, распугивая попутных дачников. Не лучше ли в данном случае использовать средние мусоровозы с небольшим кузовом, но стандартной пресс-камерой с высокой степенью уплотнения?

В продукции компании McNeiLus к средним мусоровозам можно отнести серии MetгoPak и М5. От тяжелых мусоровозов серии М2 MetгoPak отличается более простым и легким кузовом. Толщина всех его стенок - 3,4 мм, меньше высота кузова (установленный на шасси «КамАЗ» он ненамного выступает над кабиной) и объем пресс-камеры (2 м3 против 2,3 м3). Как и у М2, ширина кузова у серии MetгoPak - 2,5 м, материал - сталь марки AR 200, толщина днища пресс-камеры - 6,4 мм. Пресс-плитой управляют гидрацилиндры втяжного типа,и в целом сила уплотнения на 15% меньше, чем у М2. Меньшая степень прессования предъявляет и меньшие требования к конструкции кузова. У MetгoPak меньше элементов усилителей, боковые стенки не прокатываются в овальную плоскость, а сгибаются несколько раз с образованием продольных граней, которые в свою очередь играют роль ребер жесткости. Для нашего рынка компания «Meгa Драйв» выбрала кузов емкостью 13 м3 с установкой на шасси КамАЗ-43255; при 15,2 т полной массы и собсгвенном весе кузова в 4,5 т на загружаемые ТБО остается около 5 т мусора.Но возможности прессования этого кузова позволяют загружать до 7,5 т мусора, позтому компания «Мега Драйв» начала осущесгвлять монтаж кузова емкостью 13 м3 также на шасси КамАЗ-53605 полной массой 18,0 т,тем самым используя возможносги этого кузова максимально эффективно.

Те,кто знаком с мусоровозами компании GeesiпkNoгba, наверняка найдут общие черты у кузовов этой марки и кузовов McNeilus серии М5. Секрет в том, что когда-то американская фирма выходила на скандинавский рынок, но не прижилась там пo причине того, что в Европе слишком строгие требования к тому, чтобы мусоровозы были напичканы разнообразными электронными устройствами. У «американцев» же управление простое и понятное, без лишних кнопок. Кузов М5 бескаркасного типа с mадкими покатыми стенками с прямоугольной рамкой усилителей квадратного сечения по всем его граням. Усилитель передней рамки повторяет окруmые очертания кузова, задняя скошена по направлению вперед (примыкает пресс-камера).

Оборудование обеспечивает степень уплотнения 1:6, полный цикл прессования осуществляется за 16 сек., разгрузка кузова занимает не более 13 сек. При емкости кузова 8,4 м3 у М5 приличный загрузочный бункер - 1,9 м3, ширина кузова - 1,9 м, длина (с пресс-камерой) - 5,3 м.На сегодняшний день в компании «Мега Драйв» освоили его установку на шасси КамАЗ-43255,МАЗ-4381, Hiпo 500. Мусоровоз может быть оборудован несколькими вариантами кантователей для мусорных «евробаков», гидравлической лебедкой для контейнеров большого объема. Стоит отметить, что McNeius М5, как никакие другие мусоровозы,хорошо подходят для ручной погрузки, и не случайно в США они часто работают необременеиными никакими погрузочными устройствами.

Оригинальный текст статьи смотрите на сайте журнала "Основные средства"